Советы специалистов
Советы педагога-психолога
Для эффективного взаимодействия родителей со своими детьми необходимо:
- сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;
- создавать условия для оптимального развития дошкольника;
- развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.
Учебная деятельность дошкольников основана на формировании познавательных интересов и умений учиться.
Развитие познавательных интересов дошкольников связано:
- с повышением любознательности;
- с содержанием обучения, которое включает в себя овладение ребенком системой знаний;
- с появлением желания учиться;
- с осознанием значения учебных занятий.
На что должны обратить внимание взрослые, если ребенку плохо в детском саду?
- возможно, его не устраивает количество детей в группе;
- дискомфорт на уровне осязания и обоняния (шершавые простыни, скрипучие кровати, запах еды и т.д.);
- строгий режим;
- воспитатели.
В этих случаях можно побеседовать с ребенком, объяснить, что во взрослой жизни часто встречаются различные трудности, но их нужно преодолевать, в сложном случае поискать другие детские сады.
В каких случаях родителям дошкольника следует обратиться к специалистам: психологу, врачу и др.?
Обратиться к врачу необходимо при наблюдаемых признаках:
- резкая смена настроения;
- отказ совершать над собой даже малейшие усилия;
- чрезмерная слезливость;
- усиливающаяся агрессия при возрастании сложности задачи.
Рекомендации родителям
Делайте!
- Радуйтесь вашему сыну, дочке.
- Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
- Установите четкие и определенные требования к ребенку.
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
- Ваше объяснение должно быть простым и понятным
- Говорите четко, четко.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?»
- Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
- Чаще хвалите ребенка.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что - то делал по дому.
- Приобретайте пластинки, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
- Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать и пр.)
- Регулярно водите ребенка в библиотеку
- Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувство юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
- Чаще делайте что-нибудь сообща, всей семей.
- Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
- Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.
Не делайте!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
- Не требуйте слишком много - пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучиться самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок комнату.
- Не направляйте ребенка постоянно, то и дело, повторяя «Не так, переделай».
- Не говорите: «Нет, она не красная..», лучше скажите: «Она синяя...»
- Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
- Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
- Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.